«Проблемы улучшения эргономических и потребительских качеств стендового оборудования для ремонта ДТА»
Доклад Макарова М.М на совещании в ГОСНИТИ.

Сложная ситуация, в которую попала отечественная промышленность, за время перестройки лишившись средств для проведения необходимой технологической реконструкции и научных изысканий новых конструкторских и организационных путей оказала сильное влияние на развитие производства стендового хозяйства для ремонта дизельной топливной аппаратуры. В то время как во всем мире совершенствовались семимильными шагами топливоподающие системы дизелей, нашим предприятиям приходилось думать о проблемах выживания. К счастью, в настоящее время, у предприятий появилась возможность развивать научные идеи и внедрять в производство новые стенды для испытания ДТА.

В настоящий момент на рынке оборудования для испытания и регулировки ДТА присутствуют стенды российских производителей Красноуфимского опытно-экспериментального завода, завода МОПАЗ, ООО «Бонус», к сожалению я еще не видел вживую, но в Интернете видел стенды ООО «Стендовое оборудование», а также стенды зарубежного производства – Motorpal, Bosch, Pumptester, Spolnota, Hannesman, Hartrige, Работти, Фридман-Майер, старые стенды Star и Minor, а также стенды китайского производства.

Я представляю ООО «Бонус», которое занимается стендовым оборудованием с 1997 года. Раньше занимались ремонтом оборудования. Первый собственный стенд для испытания и регулировки форсунок был выпущен в 1998 году, стенд для ТНВД в 2002 году.

В настоящее время наше предприятие выпускает гамму стендов для испытания и регулировки ТНВД, начиная от самых простых и заканчивая мощными стендами с приводом 22,5 кВт, термостабилизацией, подачей воздуха и масла, с компьютерной системой управления. Также мы выпускаем стенды для испытания и регулировки форсунок, компрессометры для дизелей, стенды для разборки и сборки ТНВД и двигателей, различное вспомогательное оборудование. Полную информацию о выпускаемом ООО «Бонус» оборудовании можно получить из каталога, находящегося на сайте www.bonus-tnvd.ru

Какие потребительские характеристики выпускаемой продукции возможно затронуть в настоящем докладе? Это: качество выпускаемой продукции, вопросы ее пуско-наладки и эксплуатации, проблемы гарантийного и постгарантийного обслуживания, проблемы информационного обслуживания потребителей, в том числе обратная связь с заводами производителями ДТА, проблемы эталонирования.

С каждой из этих проблем потребителю приходится сталкиваться при приобретении установке и эксплуатации стендового оборудования.

Проблемы качества производимой продукции во многом зависят от технологических возможностей предприятия-производителя, политики руководства по удешевлению продукции и системе приемки готовой продукции системой ОТК на предприятии. Конечно же в нынешней ситуации говорить о высокотехнологичном производстве стендов говорить еще рано. Каждое предприятие сталкивается с недостатком средств для развития материально-технической базы производства, плюс недостаток квалифицированных рабочих кадров, вызванный крахом системы профессионально-технического образования. Как говорится, днем с огнем не сыщешь грамотного конструктора. Все это накладывает отпечаток на качество выпускаемой продукции. Иногда руководство предприятий для уменьшения себестоимости сознательно идет на ухудшение качества и потребительских характеристик продукции, меняя комплектующие на более дешевые, но худшего качества или уменьшая металлоемкость изделия за счет его прочности. Какими методами решать эти проблемы? Как повысить качество выпускаемой продукции? На мой взгляд, это позволяет сделать кооперация с предприятиями, имеющими необходимое оборудование, входной контроль качества поставляемых комплектующих и жесткий контроль системой ОТК качеством выпускаемой продукции. Как известно из статистических данных, если вы получили рекламацию, то 26 человек недовольны продукцией вашего предприятия, из них 6 человек очень недовольны. Поэтому наша основная задача в этом направлении не допускать брака в работе. На нашем предприятии разработаны и утверждены в соответствии с ГОСТ 10578-95 и другими нормативными документами методики приемки оборудования ОТК. Введена практика лишения премии работников, выпустивших бракованные изделия. По каждому случаю брака производится служебное расследование. Этими методами нам удалось добиться значительного улучшения качества выпускаемой продукции. К сожалению, пока и у нас фигурирует человеческий фактор, поэтому функции начальника ОТК по приемке стендов для ТНВД выполняет руководство предприятия.

Какие же проблемы ждут потребителя купившего оборудование?

Первая проблема, с которой сталкивается потребитель купивший стендовое оборудование это ввод его в эксплуатацию. К сожалению, некоторые предприятия, для увеличения нормы прибыли требуют от потребителя проведения пуско-наладочных работ заводом-изготовителем, иначе срок гарантии значительно снижается. По моему мнению, хотя стенд и сложное техническое изделие, но предприятие-производитель должно продавать его в готовом виде, то есть выражаясь компьютерным языком Plug and Play. Выставил по уровню, включил в розетку и работай! Отвечая на вопрос о пуско-наладке стендов нашего производства, мы говорим, что если кто-то предлагает вам пуско-наладку нашего стенда, то он хочет вас обмануть. Про гарантийное обслуживание стендов российского производства можно говорить много, но вкратце можно сказать, что оно осуществляется, и в разумные сроки. С иностранными стендами сложнее. Наше предприятие занимается не только выпуском новой продукции, но и ремонтом. Очень часто мы получаем звонки о китайских стендах с лопнувшей плитой, поломанной станиной, кронштейнами, приводной муфтой, сгоревшим приводом и т.п. Некоторые люди рассказывают про «хороший Китай», но, к сожалению, нам он пока не встречался, хотя темпы развития китайской промышленности говорят о том, что в скором времени на нашем рынке действительно будет «хороший Китай». Первое место по популярности по праву занимают стенды производства Моторпал. Они в большом количестве были завезены в Россию в середине и конце 80-х годов и верой и правдой служат потребителям. В последнее время мы модернизируем эти стенды. Один из таких стендов стоит сейчас на испытаниях на Ногинском заводе топливной аппаратуры. Но вернемся к гарантийному обслуживанию. Про итальянцев, активно пробивающихся на наш рынок можно сказать следующее – я не знаю как они работают, но если случается гарантийный случай, то бороться с ними придется долго. На автомобильной выставке неделю назад со мной произошел комичный случай. Я подошел поговорить с итальянцами на стенд «Работти» о сотрудничестве. А переводчица мне сказала, что не надо с ними связываться, потому что все равно обманут. Один, говорит, купил стенд, у него что-то сломалось, так уже три месяца прошло, итальянцы молчат, а он уже собирается в европейский суд подавать. Теперь о лидере, то есть о Боше. Наверное, даже в зале есть люди, которые сталкивались с проблемами стенда EPS 815. Стенд хороший, только ломается. Но отношение немцев адекватное, хотя и несколько замедленное. Я знаю Бош-Сервисы в которых стенды по гарантийному ремонту простаивают половину рабочего времени. Поэтому можно сделать вывод, что при всех недостатках гарантийное и постгарантийное обслуживание стендов российского производства выглядит гораздо привлекательнее.

Теперь обратимся к проблемам, возникающим у потребителей в процессе эксплуатации. Человек купил оборудование. Хорошо, если у него есть топливщик, который все знает. А если нет? Где учиться? В большинстве топливных участков люди не знают что такое герметичность нагнетательных клапанов или гидроплотность форсунки. К сожалению, нынешние образовательные учреждения или недостаточно дают практических навыков, пытаясь научить топливщика за две недели или занимаются узконаправленным обучением ремонту только одних типов ТНВД. При запросах на обучение, нам приходится отправлять людей учиться в разные места. В Ярославль, Ногинск, Рославль или Барнаул. Почему бы не создать учебный центр, который был бы аттестован на всех заводах производителях ДТА? Мы готовы стать акционерами такого предприятия.

Следующим встает вопрос эталонного хозяйства и регулировочных параметров ТНВД различных типов. Здесь, что называется, работают кто во что горазд. Даже человеку не первый год работающему топливщиком нелегко разобраться в типах стендовых форсунок и трубок. Предприятия продают эталонные форсунки, ни капли не заботясь о том, чтобы предоставить человеку, купившему их, регулировочные таблицы. Первым опытом систематизировать эталонные форсунки по типам форсунок и эффективному проходному сечению распылителей, я считаю, была книга Александра Васильевича Белявцева и Александра Серафимовича Процерова «Топливная Аппаратура автотракторных двигателей», выпущенная в 1988 году. Мы сейчас ведем работу по систематизации эталонного хозяйства и разрабатываем книгу регулировочных параметров под все типы российских насосов. Первая книга регулировочных таблиц ООО «Бонус» вышла в этом году. При поддержке заводов производителей топливной аппаратуры, мы продолжаем эту работу. На Алтайском заводе прецизионных изделии по нашим чертежам выпущены два типа однодырочных распылителей эффективным проходным сечением 0,195 и 0,255. Кстати компьютерная система управления стендами нашего производства содержит базу данных регулировочных параметров ТНВД российского производства. Регулировочные параметры уже приведены под вышеназванные типы эталонных форсунок. По-моему, для более качественного обслуживания потребителей, уже встала необходимость создания единого информационного центра, который будет предоставлять информацию потребителям по топливным насосам.

Еще одной проблемой является информационный вакуум, в котором находятся как производители стендового оборудования, так и его потребители. Любую дополнительную информацию по новым типам ТНВД, новым разработкам у заводов производителей приходится выцарапывать по крупицам. И это, я считаю, одна из причин, по которой в России еще никто не выпускает оборудования для регулировки топливоподающей аппаратуры аккумуляторного типа Common Rail и ТПА с электронным управлением, хотя ЯЗДА уже серийно поставляет эти насосы на Автодизель и ММЗ. А с 1 января 2008 года на территории России вступают в силу нормы Евро-3. Как работать потребителям, если еще не выпущено электронных приставок для регулировки этих насосов? Заводы, производящие ТНВД зачастую рекомендуют потребителям и сервисникам оборудование, которого или нет или на котором невозможно ничего сделать. Вот к примеру выдержка с сайта ТПС: «Для контроля топливных насосов используются стенды предприятия «Моторпал», «Хансман», или «КИ-15711». Позвольте спросить, а где купить Хансман или на каком Моторпале или КИ-15711 можно крутануть насос марки 185? В настоящий момент мы начали работу по выявлению недостатков и аттестации наших стендов на заводах по производству ТНВД. В настоящий момент главным партнером нашего предприятия в этом направлении является Ногинский завод топливной аппаратуры.

Да и научным организациям не мешало бы обратить внимание на производителей стендового оборудования. Ведь при внедрении в производство новых перспективных типов ДТА на рынке должно быть оборудование для его ремонта и регулировки. Приведу цитату из доклада представителей Башкирского ГАУ, который был сделан в феврале 2002 года на конференции, посвященной 30-летию ЯЗДА: «Созданная система CR с электрогидравлической форсункой конструкции БГАУ почти не уступает промышленному образцу с форсункой R. Bosch по давлениям впрыска, но благодаря сильной обратной связи приблизительно втрое экономичнее ее в отношении расхода на управление.» Это было 5 лет назад, когда-нибудь это все-таки будет воплощено в жизнь. Наше предприятие открыто для сотрудничества с наукой. Давайте работать вместе и создавать качественное и удовлетворяющее потребностям покупателей оборудование.

Вот краткое описание проблем потребительского характера. А с какими еще проблемами сталкиваются потребители нашего оборудования? Это проблемы эргономического характера.

К ним я считаю можно отнести проблемы физического удобства работы, проблемы габаритных размеров оборудования, проблемы визуальной эргономики, проблемы производительности труда, напрямую зависящие от удобства работы. Некоторые из них нельзя отнести к чистой эргономике, но они неразрывно с ней связаны.

Первым в этой части доклада целесообразно поставить вопрос габаритных и физических размеров стендов. Ни для кого не секрет, что как правило, топливные участки это небольшие помещения. Позвольте задать вопрос конструкторам, а как затащить стенд шириной 950 мм в дверь? Как установить насос марки 185 и весом около 50 кг на плиту стенда высотой почти полтора метра? Как дотянуться до кнопок системы управления, которые находятся почти на двухметровой высоте? Как установить на стенд эталонные трубки длиной 415 мм? Часто на это отвечают, что люди работают, привыкают, приспосабливаются, но ведь это не говорит о том, что так и надо продолжать делать. То же самое можно сказать и про нынешнее состояние визуальной эргономики. Мы стремимся выпускать красивые управляющие приборы, но не задумываемся о совершенно простых вещах, например, таких как простейшая подсветка мензурок. Все эти эргономические вопросы напрямую связаны с производительностью труда и соответственно с повышением качества выпускаемого стендового оборудования.

В заключении хотелось бы сказать о том, что все не так грустно как кажется. Ведь в докладе в основном обсуждались проблемы, возникающие у производителей и потребителей стендового оборудования. Но ведь существует множество плюсов в нашей работе. Потенциал наших российских предприятий как в научном, так и в производственном плане еще достаточно велик. Также позвольте поздравить Вас с наступающим Днем Машиностроителя и пожелать Вам успехов во всех начинаниях. Спасибо.

© 2011 Бонус | Корпоративный сайт
Шумятино

Оборудование для дизельной топливной аппаратуры |
Автосервисное оборудование

тел.: (48431) 2-02-95, 2-04-88